(включая "Алмаз"; 6 вступили в строй, но 10 были потеряны). Тогдашним
современным требованиям эти корабли уже не удовлетворяли, поэтому
планировалось строительство новых. В 1913-14 гг было заложено 10
кораблей - 8 типа "Бутаков" (две подсерии - балтийская и черноморская) в
России и 2 типа "Невельской" в ... Германии! ГК - 130-мм на обоих
проектах.
НИ ОДИН из этих кораблей до конца 1-й МВ в строй
нашего
флота не вошел. Германцы свои два конфисковали, 1 из них ("Эльбинг",
бывш. "Невельской") погиб в 1916 г. во время Ютландского сражения, а
второй ("Пиллау", бывш. "Муравьев-Амурский", принимал участие в оперции в
Рижском заливе против нас в 1917 г.) в 1920 г. передан Италии, получил
имя "Бари" и был потоплен американской авиацией в 1943 г. в Ливорно
(поднят и разобран в 1948 г.).
Итальянец "Бари", 2-я МВ...
Из
новых крейсеров нашей постройки 2 на воду не спускали, разобрали на
стапеле, остальные спущены в 1915-16 гг, "Грейг" и "Спиридов" достроены в
1926 г. как танкеры (!) "Азнефть" и "Грознефть", первый погиб в шторм
на рейде Туапсе в 1937г., второй превращен в 1934 г. в несамоходную
баржу, дважды затоплен в Мариуполе - в 1941 г. нашими, в 1943 г.
немцами, дважды же был поднят, сдан на слом в 1952 г.
Бывш. "Спиридов"/"Грознефть" в Мариуполе
Недостроенный "Бутаков" в 1940-41 гг даже назывался "Авророй"
(!), его планировали достроить как учебный крейсер, но в 1942 г. он был
потоплен огнем немецкой артиллерии в Ленинграде (торг.порт), после
войны поднят и в 1952 г. сдан на слом.
"Светлана", "Нахимов" и
"Лазарев" достроены в 1927-28 гг, как "Профинтерн" (позже "Красный
Крым"), "Червона У..." и "Красный Кавказ" (последний достроен в 1932 г.
по измененному проекту с орудиями ГК 180-мм). "Червона У..." в 1941 г.
потоплена в Севастополе немецкой авиацией, поднята в 1947 г.,
переоборудована в корабль-мишень (выброшена на мель для отработки
ударных задач авиацией). "Красный Крым" и "Красный Кавказ" принимали
активное участие в ВОВ, перевезли десятки тысяч человек десанта,
пополнения, раненых, эвакуируемых, сотни тонн грузов и вооружения,
израсходовали тысячи снарядов (больше 3.000 130-мм и около 500 180-мм).
"Красный Крым" первым из кораблей ЧФ вошел в освобожденный Севастополь в
ноябре 1944 г., с 1949 г. учеьный крейсер, с 1953 г. плавказарма, в
1959 г. сдан на слом. "Красный Кавказ" с 1947 г. учебный крейсер, в 1952
г. переоборудован в корабль-мишень, в том же году потоплен при
испытаниях ПКР "Комета".
"Красный Кавказ"
"Красный Крым" салютует при входе в Севастополь, 5 ноября 1944 г.
Т.о.
из 10 заказанных и начатых постройкой кораблей флот получил только 3 и
на полтора десятилетия позже... Одна из причин пренебрежения достройкой
легких крейсеров в период 1-й МВ - вступление в строй флота эсминцев
типа "Новик" с мощным артиллерийским вооружением (торпедное себя, надо
признать, не оправдало!), к-рые и выполняли крейсерские функции на
закрытых ТВД Балтики и Черноморья.
Но, зато, были и незапланированные
пополнения крейсерами: о выкупленном "Варяге" и его судьбе я уже писал в
Ч.1, вместе с ним выкупили и бывш. броненосец "Пересвет" (в японском
флоте "Сагами"), перечислив его в класс крейсеров (артиллерия ГК
-254-мм). При переходе с Дальнего Востока погиб в 1916 г. на мине в
Средиземном море.
И последний: в 1915 г. у Одессы подорвался на мине
турецкий крейсер "Меджидие" (американской постройки), на всякий случай
его торпедировал еще и турецкий эсминец, но наши подняли корабль и в
1916 г. ввели в строй (перевооружив на 130-мм артиллерию). В 1918 г.
захвачен в Севастополе германскими войсками и возвращен туркам. Списан в
1947 г., разобран в 50-е.
"Прут" во время ремонта
Итого, в начале 30-х годов наш флот имел всего 3 (ТРИ)
крейсера! Это, конечно, не считая "Авроры", "Коминтерна" и "Амура".
Т.е. за очередное 20-летие (начиная с закладки "Светлан" до вступления в
строй "Красного Кавказа") наш флот начал стр-во 10 крейсеров, но
большинство из них так и не получил - бесполезные затраты налицо, хотя и
не такие катастрофические, как в классе линкоров - крейсера, всё же,
дешевле...
Следующая часть - сталинская.
флота не вошел. Германцы свои два конфисковали, 1 из них ("Эльбинг",
бывш. "Невельской") погиб в 1916 г. во время Ютландского сражения, а
второй ("Пиллау", бывш. "Муравьев-Амурский", принимал участие в оперции в
Рижском заливе против нас в 1917 г.) в 1920 г. передан Италии, получил
имя "Бари" и был потоплен американской авиацией в 1943 г. в Ливорно
(поднят и разобран в 1948 г.).
Итальянец "Бари", 2-я МВ...
Из
новых крейсеров нашей постройки 2 на воду не спускали, разобрали на
стапеле, остальные спущены в 1915-16 гг, "Грейг" и "Спиридов" достроены в
1926 г. как танкеры (!) "Азнефть" и "Грознефть", первый погиб в шторм
на рейде Туапсе в 1937г., второй превращен в 1934 г. в несамоходную
баржу, дважды затоплен в Мариуполе - в 1941 г. нашими, в 1943 г.
немцами, дважды же был поднят, сдан на слом в 1952 г.
Бывш. "Спиридов"/"Грознефть" в Мариуполе
Недостроенный "Бутаков" в 1940-41 гг даже назывался "Авророй"
(!), его планировали достроить как учебный крейсер, но в 1942 г. он был
потоплен огнем немецкой артиллерии в Ленинграде (торг.порт), после
войны поднят и в 1952 г. сдан на слом.
"Светлана", "Нахимов" и
"Лазарев" достроены в 1927-28 гг, как "Профинтерн" (позже "Красный
Крым"), "Червона У..." и "Красный Кавказ" (последний достроен в 1932 г.
по измененному проекту с орудиями ГК 180-мм). "Червона У..." в 1941 г.
потоплена в Севастополе немецкой авиацией, поднята в 1947 г.,
переоборудована в корабль-мишень (выброшена на мель для отработки
ударных задач авиацией). "Красный Крым" и "Красный Кавказ" принимали
активное участие в ВОВ, перевезли десятки тысяч человек десанта,
пополнения, раненых, эвакуируемых, сотни тонн грузов и вооружения,
израсходовали тысячи снарядов (больше 3.000 130-мм и около 500 180-мм).
"Красный Крым" первым из кораблей ЧФ вошел в освобожденный Севастополь в
ноябре 1944 г., с 1949 г. учеьный крейсер, с 1953 г. плавказарма, в
1959 г. сдан на слом. "Красный Кавказ" с 1947 г. учебный крейсер, в 1952
г. переоборудован в корабль-мишень, в том же году потоплен при
испытаниях ПКР "Комета".
"Красный Кавказ"
"Красный Крым" салютует при входе в Севастополь, 5 ноября 1944 г.
Т.о.
из 10 заказанных и начатых постройкой кораблей флот получил только 3 и
на полтора десятилетия позже... Одна из причин пренебрежения достройкой
легких крейсеров в период 1-й МВ - вступление в строй флота эсминцев
типа "Новик" с мощным артиллерийским вооружением (торпедное себя, надо
признать, не оправдало!), к-рые и выполняли крейсерские функции на
закрытых ТВД Балтики и Черноморья.
Но, зато, были и незапланированные
пополнения крейсерами: о выкупленном "Варяге" и его судьбе я уже писал в
Ч.1, вместе с ним выкупили и бывш. броненосец "Пересвет" (в японском
флоте "Сагами"), перечислив его в класс крейсеров (артиллерия ГК
-254-мм). При переходе с Дальнего Востока погиб в 1916 г. на мине в
Средиземном море.
И последний: в 1915 г. у Одессы подорвался на мине
турецкий крейсер "Меджидие" (американской постройки), на всякий случай
его торпедировал еще и турецкий эсминец, но наши подняли корабль и в
1916 г. ввели в строй (перевооружив на 130-мм артиллерию). В 1918 г.
захвачен в Севастополе германскими войсками и возвращен туркам. Списан в
1947 г., разобран в 50-е.
"Прут" во время ремонта
Итого, в начале 30-х годов наш флот имел всего 3 (ТРИ)
крейсера! Это, конечно, не считая "Авроры", "Коминтерна" и "Амура".
Т.е. за очередное 20-летие (начиная с закладки "Светлан" до вступления в
строй "Красного Кавказа") наш флот начал стр-во 10 крейсеров, но
большинство из них так и не получил - бесполезные затраты налицо, хотя и
не такие катастрофические, как в классе линкоров - крейсера, всё же,
дешевле...
Следующая часть - сталинская.
Русские крейсера, Ч.3 - Записки Обывателя
Комментариев нет:
Отправить комментарий