пятница, 22 января 2016 г.

Школы под парусами. Часть 1. Начало.

«Чуждые историки о народе нашем не с прилежным любопытством писали.»
Предисловие к Морскому уставу, 1720 г.
НАЧАЛО

p0006Первой
морской школой в России по праву считается Переславская флотилия,
созданная Петром I в Переславле-Залесском. Летом 1689 г. на воду
Переславского (Плещеева) озера были спущены два небольших фрегата и две
яхты, началось строительство «Потешного» флота. Летом 1692 г. было
готово уже несколько десятков кораблей, прошли маневры Переславской
флотилии и Бутырского полка. Это не означает, конечно, что история
отечественного флота ведет свое начало с этой даты.

Англичанин Фред Т. Джейн в своей книге «Император­ский русский флот. Его
прошлое, настоящее и будущее» (Лондон, 1904) пишет: «Русский флот может
претендо­вать на более древнее происхождение, чем британский флот. За
сто лет до того, как Альфред Великий построил первые английские военные
корабли, русские уже бились в отчаянных морских битвах, и тысячу лет
тому назад луч­шими моряками своего времени считались русские».



Действительно, еще в VII в. восточные славяне на сво­их судах ходили в
Черное и Средиземное моря. Косвен­ным свидетельством этого служит тот
факт, что на италь­янских картах вплоть до XV—XVI вв. Черное море
назы­валось Русским. Другим свидетельством прочных морских навыков
славян может стать приглашение праславянина Доброгаста командовать
Византийской черноморской эскадрой.

В IX в. корабли славян совершали походы с товарами по Хвалынскому
(Каспийскому) морю. В XI в. русским был знаком торговый путь из этого
моря по Волге до Ва­ряжского (Балтийского) моря, а по морям и озерам
Се­вера — до Белого и Студеного морей. Древний водный путь «из варяг в
греки» проходил через Новгород и Киев. Исторические хроники говорят, что
торговые суда новго­родцев можно было встретить на морских путях
Балтики не реже, чем голландские, шведские, немецкие. Русские колонии
существовали в городах Висби и Гарда (Готланд), в Сигтуне (Швеция), в
Линданиссе (Колывань, будущий Ревель, затем Тал­линн). К концу XI в.
новгородцы уже ходили по Северной Двине и Оби, давших выход к
«Дышючему», или Студеному, морю — к Северному Ледовитому океану. В XII
в. поморы вели промысел в Студеном море, а с XV в. ходили на Грумант
(Шпицберген) и Новую Землю.p0008

Казалось, нет преграды, способной сдержать русских в их стремлении к
мо­рю. Но наступил XIII в. Орды монголо-татар хлынули в Причерноморье, к
Вол­ге, и южные славянские княжества оказались отрезанными от моря. На
севере европейской части России свободными оставались Новгород и Псков.

Воспользовавшись тем, что силы русских были отвлечены на борьбу с
мон­голо-татарским нашествием, во владения свободных городов Новгорода и
Пско­ва в 1240 г. вторглись шведские и немецкие крестоносцы. Остановил
неприяте­ля в устье Невы новгородский князь Александр Ярославич с
дружиной. Север­ный участок пути из «варяг в греки» по-прежнему
оставался под контролем новгородцев.

Много памятных дат в истории отечественного флота:

1349 г. освобожде­ние новгородско-псковскими войсками крепости Орешек.

XV- XVI вв. борь­ба за выход в Черное море. 1545 г. — поход украинских
казаков на своих чай­ках к крепости Очаков и захват ее. В дальнейшем
запорожские и донские ка­заки отвоевали у татар и турок земли, некогда
освоенные славянами.

Обычно в подобных походах для оборонительных целей использовались
раз­личные парусно-гребные суда, на которых русские люди вели морской
промы­сел и торговлю с заморскими странами.

С созданием Московского государства в развитии производительных сил
страны начали ощущаться сдвиги, особенно заметные после присоединения
Ук­раины и Сибири к России. Укрепились экономические связи между
отдельными княжествами и вотчинами. Особенно крупных размеров достигла
торговля с ев­ропейскими странами, прежде всего с Голландией и Англией.

Первая попытка создать флот была предпринята для охраны русского
су­доходства на Балтийском море при Иване IV (Грозном). В 1570 г. была
сфор­мирована флотилия из шести кораблей, которая, правда,
просуществовала не­долго, но успела захватить два десятка польских и
шведских каперских судов.

Результатом осмысления причин неудачи России в Ливонской войне (1558 -
1583) за выходы к Балтийскому морю было решение строить суда в Вологде,
Нарве, на Западной Двине и Волге. В том же XVI в. появляются
судостроитель­ные верфи в Казани, Нижнем Новгороде и Астрахани.

С расширением внутреннего и внешнего рынков назрела необходимость
раз­вития отечественного судостроения и мореплавания, подготовки морских
спе­циалистов и корабельных мастеров. Еще царь Алексей Михайлович
(1629— 1676) приглашал мастеров корабельных дел из Голландии, которые
были признаны всеми европейскими странами лучшими. Интересно, что он же
начал собирать коллекцию «кораблей малых» или, как мы сейчас говорим,
моде­лей судов.

Для обучения морскому делу, искусству вождения кораблей отправляли в
Европу стольников, прислуживавших и при дворе московского государя и при
дворах бояр. До той поры их посылали по судным делам, назначали в
приказы, они прислуживали при трапезах, разливали напитки в чаши (отсюда
и прои­зошло название «стольники»). Теперь их могли послать и в
заморские школы.

В 1667 г. в селе Дединово на Оке по инициативе боярина и воеводы А. Л.
Ордин-Нащокина и с соизволения царя Алексея Михайловича, отца Петра I,
был заложен первый морской военный корабль «Орел». Решено было создать
воен­ную флотилию для охраны судоходства на Каспийском море. Этот
корабль был переведен по Волге в Астрахань. Косвенные свидетельства
позволяют считать, что «Орел» все же успел совершить несколько боевых
походов до параллели Дербента, прежде чем был уничтожен примерно в 1670
г. в порту Астрахань. О постройке этого судна в книге «Устав морской...»
Петр I писал: «От начина­ния того, аки от доброго семени, произошло
нынешнее дело морское».

Застучали топоры на Севере. В Архангельске, на Соломбальском острове, в
1693 г. были заложены первые торговые морские суда. Сюда были
переведе­ны русские мастера из Переславля-Залесского.

В 1695 г. корабли строились в Воронеже, Брянске, Преображенском. Их
экипажи комплектовались из солдат Преображенского и Семеновского полков.
Готовился второй Азовский поход для продолжения борьбы России за выход в
Азовское и Черное моря.

Взятие Азова 18 июля 1696 г. укрепило положение России на Азовском море,
что убедило Петра 1 в мысли о необходимости создания флота. 20 октября
того же года по настоянию Петра I Боярская дума издала указ, который
гласил «морским судам быть». Этот день — дата рождения регулярного
Российского флота. Был организован Военный приказ-разряд во главе с
воеводой Т. Н. Стреш­невым. На деньги, собранные «кумпанствами» решено
было построить более 50 кораблей. России нужны были моряки, нужна была
морская школа.



Комментариев нет:

Отправить комментарий