О трудной и драматической судьбе
Черноморского флота России
Часть 2
Прошли годы, Черноморский флот вновь возродился после катаклизмов 1917 года и Гражданской войны.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг доблестно сражался с врагом, понес большие боевые потери, мы были вынуждены в июле 1942 г. оставить Севастополь.
9 мая 1944 года Черноморская эскадра вновь возвратилась в свою Главную базу- Севастополь.
Но Черноморскому флоту предстояло пережить еще одну драму, в начале 90-х годов прошлого столетия, когда произошел флотораздел.
Эти события очень напоминают все то, что произошло в Гражданскую войну, особенно, что касается людей. Только тогда были белые и красные, а теперь - русские и украинцы.
В 1991 года, с распадом СССР, начались события по разрешению судьбы Черноморского флота, ставшие для моряков определением непосредственно их судеб: быть верным присяге и остаться с Россией или принять украинскую присягу.
Я не собираюсь здесь, в этой статье раскрывать всю историю решения межгосударственных проблем судьбы Крыма и Севастополя между Россией и Украиной.
Этот процесс был долгий и мучительный и прежде всего для народа Крыма, и, конечно, для Черноморского флота, пока в 2014 году он не разрешился референдумом и воссоединением Крыма и Севастополя, как города с федеральным статусом, с Россией.
Остановлюсь кратко на том, что касалось непосредственно Черноморского флота.
В 1991 году с распадом СССР административные границы бывших союзных республик превратились в государственные.
Руководители и властные структуры этих республик в обстановке распада СССР поступили по-разному. Литва, Латвия и Эстония потребовали вывести флот и войска Советской Армии вместе с запасами и вооружением. Другие республики, оставив себе инфраструктуру, потребовали убрать со своей территории части и соединения ВС СССР
А вот незалежная Украина объявила объединения, соединения и части Советской Армии и Флота своими. Все, что дислоцировалось на ее территории, объявлялось собственностью Украины, т.е. приватизировались не только инфраструктура, вооружение и запасы, но и люди.
К августу 1991 г. Черноморский флот имел около 1300 соединений, частей и подразделений, более 100 боевых кораблей, 500 самолетов, около 70 тысяч человек личного состава, в том числе 2 тысячи морских пехотинцев. Операционная зона флота включала Черное, Азовское и Средиземное моря и часть Атлантического океана (И.В. Касатонов. “Записки командующего Черноморским флотом” Москва 2000г.).
Соединения и части флота, судостроительные и судоремонтные заводы, а также объекты тыла размещались в Измаиле, Одессе, Николаеве, Очакове, в Крыму, на Кавказском побережье до Поти включительно. Приданные полки авиации и авиация флота базировались в Молдавии, на юге Украины и на Северном Кавказе. Специальная авиация находилась в Каспийске. Таким образом, силы Черноморского флота базировались на территории пяти союзных республик.
6 декабря 1991 года Верховный Совет Украины принимает законы “О Вооруженных силах” и “Об обороне”, в соответствии с которыми было провозглашено создание украинских национальных Вооруженных сил на базе тех объединений, соединений и частей, которые дислоцировались на ее территории.
И начался откровенный грабеж – “прихватизация” Украиной всех военных российских формирований, находящихся на ее территории.
Как вспоминает адмирал И.В. Касатонов о своей встрече с Л. Кравчуком, тогда еще Председателем Верховного Совета Украины, в октябре 1991 года, тот ему заявил, что “Украина на весь Черноморский флот не претендует, что ей такой и не нужен. Ей необходим “маленький флот”.
Приведу опять в этой связи воспоминания адмирала И.Касатонова:
“10 декабря 1991 года в Генеральном Штабе на встрече с Б. Н. Ельциным на вопрос Главнокомандующего ВМФ России адмирала флота В.Чернавина: Что будет с Балтийским и Черноморским флотом? - Б.Ельцин ответил: Базы на Балтийском флоте будем арендовать, а по Черноморскому флоту вопросов нет, договоримся. Все будет нормально!”
Как просто представляло тогда наше высшее руководство страны решение судьбы Черноморского флота! Правительство Ельцина практически забыло тогда о Черноморском флоте.
Уже через несколько дней в Киеве на встрече Л.Кравчука, который 5 декабря 1991 года стал Президентом Украины, с Командующим Черноморским флотом и Командующими Киевским, Одесским, Прикарпатским округами ВС России им был зачитан Указ Президента Украины, что все три округа и Черноморский флот подчиняются новому Главнокомандующему, которым и стал Л. Кравчук.
“Вы теперь подчиняетесь мне, а не Москве”- было объявлено Кравчуком”.
Очень быстро Президент Украины решил принадлежность Черноморского флота, а ведь говорил, что Украине нужен маленький флот, а не весь Черноморский флот СССР.
Как тут не провести аналогий с 1917-1918 гг., хотя говорят, что аналогии неблагодарное дело.
22 декабря 1917 года в Киеве было основано Украинское генеральное секретарство морских дел (позже переименованное в Украинское морское министерство), а 14 января 1918 года Центральная Рада приняла “Временный закон о флоте УНР”.
Вот отдельные выдержки из этого “исторического” закона:
- “Российский Черноморский флот военный и транспортный (то есть торговый) объявляется флотом Украинской Народной Республики и исполняет обязанности охраны побережья на Черном и Азовском морях. Украинская Народная Республика берет на себя все обязательства российского правительства относительно Черноморского флота и относительно содержания флота и портов.
Со времени провозглашения этого закона все российские военные и торговые корабли на Черном и Азовском морях поднимают украинский флаг”.
20 апреля 1918 года премьер-министр Украинской народной республики (УНР) В. Голубович направил германскому послу в Киеве барону Мумму следующий меморандум:
"Весь Черноморский флот принадлежит Украинской Народной Республике. Действительно, некоторые подразделения в настоящий момент находятся в руках банд, с которыми мы, с помощью Ваших доблестных солдат, ведем борьбу, которая, мы надеемся, скоро закончится... Я прошу Вас поставить в известность Ваши компетентные органы о том, что все суда Черноморского флота без исключения принадлежат Украинской Народной Республике, независимо от действий банд, их захвативших, и поэтому ни при каких обстоятельствах они не могут рассматриваться в качестве (военной) добычи".
И тогда, в 1918 году, из Киева шли указания по скорейшей украинизации Черноморского флота и подъему на кораблях украинских флагов. Они поднимались и опускались, на флоте царила митинговщина, разрушено единоначалие, команды разбегались. Результат- гибель Черноморского флота. Подобное вырисовывалось и сейчас на Черноморском флоте.
Как видим, попытки прикарманивания чужого добра у незалежной идут еще с тех времен. Так что господину Л. Кравчуку было у кого учиться.
И очень правильно пишет И.Касатонов: “Чтобы сохранить флот, нужно было сохранить единоначалие, единый флаг и единую присягу”.
Тем временем Москва молчала. Никто ничего не разъяснял. Не давалось указаний по флоту, на который продолжала накат государственная машина Украины. В это тревожное время никаких политических решений по Вооруженным силам и флоту Москвой еще не было принято.
Только Украина в одностороннем порядке быстро создавала опережающие время свои законодательные акты.
А обстановка на Черноморском флоте и в Севастополе 1991-1992гг была очень тревожной и беспокойной, действительно напоминала 1918год. СССР распался, стране произошел развод братских союзных республик. Офицеры флота естественно проявляли беспокойство о своей судьбе. На флоте был силен “синдром ГКЧП”. Приезжали различные комиссии для разбирательства того, кто что делал во время путча. Люди были напуганы.
20 ноября 1991года Грузия объявила о национализации всего имущества армии и флота, находящегося на ее территории. Украина объявила, что кто не желает присягать Украине, то пусть уезжает в чужую страну.
Моряков–черноморцев стали называть оккупантами, потекли потоки беженцев.
Как вспоминает адмирал И. Касатонов “еще одной неожиданностью для командования Черноморского флота явилось то, что при разделе СССР, по специальному решению все службы КГБ были переподчинены в соответствии с административным делением и их флотские структуры перешли в подчинение Украины. Командование флотом было об этом плохо проинформировано. По флоту еще не было политического решения, а особисты уже “обслуживали” Украину”.
Отдельно стоял вопрос о принятии украинской присяги, на чем настаивали власти Киева, которые решили, что с 3 января 1992 года в частях Вооруженных Сил бывшего СССР (в том числе и на Черноморском флоте), дислоцирующихся на территории Украины, начать прием присяги на верность народу Украины.
Украина решила подчинить себе флот через прием присяги.
Но здесь Командующий Черноморским флотом, Военный Совет флота проявили решительность, сделав соответствующее заявление, отказавшись выполнить это указание до тех пор, “пока не будет найдено политическое решение проблемы флота на уровне Президентов двух государств. Черноморский флот будет сохранять статус-кво и подчиняться Главнокомандующему Вооруженных Сил СНГ маршалу авиации Е.Шапошникову и Главнокомандующему ВМФ адмиралу В. Чернавину”.
Начальник Главного штаба Вооруженных сил Украины Георгий Живица сказал, что этим заявлением Командующий Черноморским флотом превратил себя для Украины в персону но- грата.
На флоте были приняты Постановления собрания командиров кораблей и частей Черноморского флота, Постановления совещания представителей Офицерских собраний соединений и частей, поддерживающих решения Военного Совета и Командующего флотом.
28 января 1992 года Президент России Б.Н. Ельцин посетил Черноморский флот, прибыв в Новороссийск и на крейсере “Москва” записал в книге почетных посетителей:
“Черноморцы! Не дрогнуть в трудный час СНГ. Поддержу!
Президент Ельцин”.
Как видим, ситуация очень странная, Москва упорно молчала, вместо четких указаний флоту мы видим абстрактные слова поддержки Президента.
И мало того, в декабре 1991 года Генеральный Штаб снял Черноморский флот со всех видов довольствия.
У военных и политических руководителей Рос¬сии до начала 1992 г. не было единого мнения относительно буду¬щей судьбы Черноморского флота.
Официальная реакция Москвы на указанные события последовала лишь после того, как Командующий ЧФ и Военный совет Флота однозначно отказались выполнять указания Киева о принятии на флоте новой присяге.
А события на флоте становились все тревожнее.
26 января 1992 года командир 17 бригады кораблей, базирующихся в Донузлаве, самовольно организовал прием украинской присяги на ряде своих кораблях. Резко активизировалась деятельность Службы Безопасности и Союза офицеров Украины, агитирующих за принятие присяги Украины.
Принятие украинской присяги ползучими темпами продолжалось, хотя ее
удавалось организовывать только на отдельных кораблях, стоящих в консервации, или в длительном глубоком ремонте, или в кадрированных частях (части укомплектованные по минимальной численности от штатной). Таким образом, это были далеко не те корабли и части, которые хотело бы получить Министерство обороны Украины. Но политический шум от этого создавался весьма серьезный.
В свою очередь Военный Совет Черноморского флота разъяснял, что желание отдельных военнослужащих служить в ВМС Украины законно, это личное дело каждого. И когда ВМС Украины будут созданы, то эти люди будут откомандированы к новому месту службы. Никто из изъявивших желание присягнуть Украине не должен и не будет преследоваться за свои убеждения.
Но нельзя служить сейчас с двумя присягами в одном подразделении, это ведет к раздору и конфликтным ситуациям.
28 января 1992года на флот поступила телеграмма №111/198 Министра обороны Украины генерал-полковника К. Морозова с требованием принятия на флоте военной присяги Украины.
На эту телеграмму Командующим флотом был дан ответ, что переприсяга, до выработки политического решения по флоту, преждевременна и высказана твердая позиция - не вмешиваться в деятельность флота.
31 января 1992года Президент Украины Л. Кравчук направил в адрес Главкома Вооруженных Сил СНГ и Главкома ВМФ телеграмму с требованием снять с должности Командующего Черноморским флотом адмирала Касатонова, как пренебрегающего в своих действиях нормами Конституции и законов Украины. Конечно, Командующего никто не снял, и он продолжал активно работать и отстаивать Черноморский флот.
Одной и важных акций, поднявшей моральный дух черноморцев стало перезахоронение 29 февраля 1992года во Владимирском соборе Севастополя останков адмиралов М. Лазарева, П. Нахимова, В. Корнилова, В. Истомина.
Останки адмиралов, помещенные в гробы, накрытые Андреевским флагом, из Оборонительной башни Малахова Кургана по Апполоновой балке офицеры доставили на стоящий у пристани тральщик. Корабль с приспущенным флагом проследовал мимо кораблей, которые отдавали русским адмиралам поче сти и салютовали. Останки адмиралов были доставлены во Владимирский собор, где и были захоронены.
Только в марте 1992 года поступило Обращение Главкома ВМФ В. Чернавина, всем морякам черноморцам в котором он четко определил позицию России по Черноморскому флоту:
- “Черноморский флот принадлежит всем государствам Содружества и подчиняется только командованию ВМФ как составной части Объединенных Вооруженных Сил СНГ;
- Мы готовы оказать помощь Украине в создании собственного флота и выделить для этих целей 20-22 процента сил Черноморского флота” .
Главком ВМФ выразил уверенность, что в сложной обстановке офицеры и матросы Черноморского флота останутся верными присяге.
В ответ на это Обращение Главкома ВМФ Президент Украины Л. Кравчук сам обратился к морякам- черноморцам, со своим обращением, в котором обвинил Россию в “бесцеремонных действиях, которые выдвигают перед нами задачу предпринять решительные шаги по защите интересов нашего народа, войск, находящихся на территории Украины, в том числе и флота…
…Судьба флота, его людей беспокоит нас не меньше, а несравненно больше, чем радетелей из руководства ВМФ…
…. Украина будет защищать Вас… будет иметь флот в составе своих Вооруженных Сил. И будет иметь не столько, сколько нам соизволят выделить адмиралы, а столько, сколько необходимо для достаточной и надежной защиты морских рубежей суверенного государства”.
От кого интересно собрался Л. Кравчук защищать черноморцев? И ведь недавно он заявлял, что “Украине большой флот не нужен, Нужен маленький”.
В целом процесс перехода части офицеров Черноморского флота в ВМС Украины растянулся на несколько лет.
Но большинство офицеров черноморцев остались верны России.
Принявших присягу на верность Украине и убывших в ВМСУ офицеров Черноморского флота в 1992-1994годах оказалось всего 835 человек –5% от численности офицерского состава флота того времени, причем в 1994году перешло всего 76 офицеров.
В марте – апреле 1992 года Россией и Украиной начинают приниматься соответствующие односторонние политические решения и заявления, касающиеся Черноморского флота:
- 5 апреля 1992 г. Указ Президента Украины Л. Кравчука “О неотложных мерах по строительству Вооруженных сил Украины”, которым предписывалось сформировать ВМС Украины на базе сил Черноморского флота, дислоцирующихся на территории Украины;
- 7 апреля 1992года Указ Президента России Б.Н. Ельцина “О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота”. Этим Указом также предписывалось Министерству иностранных дел РФ со-вместно с Министерством Обороны “немедленно приступить к переговорам с Украиной с целью определения условий базирова¬ния кораблей и судов Черноморского флота в портах Украины и передачи их части в состав Вооруженных сил Украины”. Указ обязывал поднять на кораблях и судах Черноморского флота российский Андреевский флаг.
- 9 апреля 1992 г. Верховный Совет Украины в своей резолю¬ции резко осудил указ Президента России. Многими депутатами украинского парламента, особенно представителями национали¬стического движения “Рух”, этот указ был воспринят как объяв¬ление войны. Звучали призывы арестовать командующего И.В. Касатонова, призвать на помощь ООН и силы НАТО.
Россия и Украина были на грани открытого конфликта, угрожавшего выходом Украины из СНГ и распадом этой организации.
Состоялись телефонные переговоры Президентов Украины и России, в ходе которых была достигнута договоренность об образовании Согла-сительной комиссии по решению спорных вопросов относительно Крыма и Черноморского флота.
Президенты также приняли решение о приостановке действия своих указов по Черноморскому флоту.
Начались контакты руководителей России и Украины по Черноморскому флоту:
- На встрече двух Президентов 23 июня 1992 года в Дагомысе было подписано Соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений. В пункте 14 Соглашения указывалось на необходимость продолжения переговорного процесса по созданию ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота, и что до завершения переговоров стороны договорились воздержаться от односторонних действий;
- 3 августа 1992 года в Ялте состоялись российско-украинские переговоры на высшем уровне. Президенты России и Украины подписали Соглашение о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота бывшего СССР, согласно которому Черноморский флот подлежит разделу с целью создания на его базе ВМС Украины и ВМФ России. Устанавливается переходной период до 1995 года. Назначается объединенное командование Черноморским флотом на переходной период.
Военнослужащие, призванные для прохождения службы на нем, приводятся к присяге того государства, гражданами которого они являются.
Таким образом, на официальном уровне был закреплен курс на раздел Черно¬морского флота между двумя государствами;
- 17 июня 1993 года в Завидово Президентами России и Украины было подписано Соглашение “О неотложных мерах по формированию ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота”.
В этом Соглашении было подтверждено решение о будущем разделе Черно¬морского флота по схеме 50 на 50 в период с 1993 по 1995 г. включительно, при этом речь шла о разделе не только кораб¬лей, но и береговой инфраструктуры. Подчеркивалось, что Россия сохраняет за собой базу в Севастополе. Также подтверждалось, что финансирование Флота до раздела должно осуществляться в равных долях.
Впоследствии Украина оказалась неспособной выполнять свою часть обязательств и Российская Федерация полностью приняла на себя содержание Флота;
- 3 сентября 1993 г в Массандре Президенты России Украины подписали Протокол об урегулировании проблем Черноморского флота. Этим протоколом предполагалось в месячный срок подготовить Соглашение, в соответствии с которым весь Черноморский флот со всей инфраструктурой в Крыму используется Россией и получает российскую символику при условии, что Россия будет производить соответствующие расчеты за ту половину флота, которая в силу предыдущих договоренностей должна была отойти к Украине.
Несмотря на эти договоренности разрушительная руководства Минобороны и ВМС Украины продолжалась.
Неопределённый статус флота продолжал оставаться источником трений между двумя государствами. Украина начала переброску в Крым, в район Севастополя воинских формирований.
Отношения военнослужащих украинского и российского флотов, оставались весьма напряжёнными, доходя порой до физического противостояния между ними. Сложившаяся в 1993—1994-х годах ситуация на полуострове находилась на грани вооружённого конфликта между Россией и Украиной.
Так, например, 8 апреля 1994 года украинский спецназ сделал попытку в Одесском порту арестовать гидрографическое судно Черноморского флота “Челекен”, которое собиралось взять курс на Севастополь. Только решительные действия экипажа, с угрозой применить оружие, отрезвили нападавших, и они не смогли проникнуть на судно.
Но на переходе морем катера погранвойск Украины начали преследовать судно. В воздух было поднято 4 штурмовика Су-15 войск ПВО Украины. Самолеты на высоте 600 метров отрабатывали учебные атаки на Штаб Черноморского флота и городок морской пехоты ЧФ.
Тогда из Главной базы вышла для сопровождения судна корабельная ударная группа кораблей ЧФ и “Челекен” благополучно сопроводили в Севастополь.
10 апреля 1994 года 120 украинских военнослужащих ворвались в городок
дивизиона кораблей консервации ЧФ в Одессе. Надели наручники на командира дивизиона капитана 1 ранга Феоктистова и еще двух офицеров, остальных офицеров и мичманов, членов их семей заперли и взяли под охрану, взломали двери служебных помещений и захватили секретную часть дивизиона.
Вот так осуществлялась “прихватизация” инфраструктуры ЧФ, накалялась обстановка на флоте благодаря действиям “незалежной”, несмотря на идущий переговорный процесс и принимаемые совместные соглашения.
Руководство Украины, нарушая уже достигнутые договоренности по флоту, буквально вероломно вело линию на захват инфраструктуры, продолжало инициировать принятие украинской присяги, переманивало всякими посулами офицеров ЧФ в ВМС Украины.
Черноморский флот для украинских политиков стал разменной картой, они пытались диктовать правила игры, и в целом ряде случаев владели инициативой, решая ряд вопросов по флоту в свою пользу.
Не отставала и Грузия. В конце 1992 года в соответствии с межправительственным соглашением силы ЧФ были выведены с территории Грузии. На территории Грузии было несколько флотских частей, в том числе бригада кораблей в Поти, Учебный центр, готовивший специалистов для иностранных флотов.
Только из Поти в Новороссийск было вывезено 5 тысяч человек, 3 тыс.единиц техники и вооружения. Это было сделано в условиях тяжелейшего противостояния черноморцам со стороны грузинских властей и различных военизированных формирований, давления, угроз, мародерства.
-15 апреля 1994 года в Москве президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали Соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, в соответствии с которым ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно;
- 9 июня 1995 года в Сочи президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кучма подписали Договор между Российской Федерацией и Украиной по Черноморскому флоту.
Договор определял, что на основе Черноморского флота создаются Черноморский флот Российской Федерации и Военно-Морские Силы Украины.
Черноморский флот РФ и Военно-Морские Силы Украины базируются отдельно.
Также это Договор определял, что основная база Черноморского флота РФ (т.е. уже не Главная база, а принят украинский вариант – основная база) находится в Севастополе.
В соответствии с этим Договором флот России должен был получить 81,7% кораблей и судов Черноморского флота бывшего СССР, а ВМС Украины—18,3% по состоянию флота на 3 августа 1992 г.
Буквально сразу после подписания Договора от 9 июня 1995года Украиной был нарушен главный его принцип - раздельное базирование, и постепенно переведены из Донузлава в Севастополь корабли ВМС Украины.
В нарушение Сочинских договоренностей, ВМС Украины самостоятельно решили базировать свои силы в Стрелецкой, Карантинной и Северной бухтах Севастополя.
Принцип раздельного базирования был ими забыт. Совместное базирование сил несоюзных флотов полностью нарушило систему обороны базы и организацию поддержания оперативного режима...
Но наша щедрость “не знала границ” и к 1 февраля 1996 года Украине было передано уже 26,7% корабельного состава. Были переданы все объекты флота, находящиеся в Одессе, Измаиле, Очакове, Балаклаве, Черноморском, Евпатории, Керчи и др;
- 28 мая 1997 г. в ходе визита главы правительства России В. Черномырдина в Киев и его встречи с премьер-министром Украины П. Лазаренко, в рамках подготовки к подписанию “Большого” Договора о дружбе и сотрудничестве между двумя странами, были подписаны три межправительственных соглаше¬ния по Черноморскому флоту:
• Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота;
• Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины;
• Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчётах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины.
В результате переговоров по разделу флота украинской стороне достались 32 боевых кораблей и катеров, одна подводная лодка, 6 кораблей специального назначения, а также 28 судов обеспечения (всего — 67 единиц), 90 боевых самолётов. Россия же получила 338 кораблей и судов, а также 106 самолётов и вертолётов.
. Украине в числе переданных кораблей достался и достроенный более чем на 90 процентов ракетный крейсер «Адмирал Лобов». Сначала его назвали «Галичина», потом переименовали в «Украину». Но корабль до сих пор ржавеет у достроечной стенки завода 61 Коммунара в Николаеве, и вроде бы готовится на продажу как металлолом.
А однотипный с ним ракетный крейсер «Москва», является флагманом Российского Черноморского флота.
Ракетный крейсер “Украина” ВМС Украины ржавеет у достроечной стенки завода
Формально был завершен продолжавшийся пять с половиной лет процесс определения судьбы Черноморского флота бывшего СССР.
В соответствии с этими соглашениями Российская Федерация арендовала базу, акваторию и инфраструктуру Флота сроком на 20 лет (с возможностью продления срока аренды каждые следующие пять лет при условии взаимно¬го согласия сторон).
Однако, при этом Россия, уступив Украине, отказалась от формулировки “главная база Флота - Севастополь” и от жесткого понимания принципа раздельного базирования Флота ВМСУ и Флота России
12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг, что символизировало завершение долгого периода неопределенности в судьбе Черноморского флота.
21 апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения по продлению срока аренды пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет (после 2017 года), с возможностью его продления ещё на 5 лет - до 2042-2047 годов.
Стоимость аренды базы Черноморского флота на территории Украины составила 98 млн долларов. Кроме того, согласно соглашениям, РФ должна была оплачивать коммунальные и транспортные услуги. По документам срок использования российским флотом земли, акваторий, бухт и объектов инфраструктуры в Крыму составлял 20 лет с момента подписания.
Согласно договоренностям, Россия могла иметь на Украине не более 25 тысяч человек личного состава, 24 артиллерийских систем калибра более 100 мм, 132 бронемашин, 22 самолетов. Численность российских кораблей и судов всех классов не должна превышать 388 единиц. На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче) можно было размещать 161 летательный аппарат.
Что касается сил Средиземноморской эскадры, то они еще в конце 1991года были свернуты и возвращены в базу. Штаб и управление эскадры расформированы.
Время шло, корабли Черноморского флота России, как и люди, старели, уходили на слом, количество кораблей уменьшалось, необходимо было менять корабельный состав.
Но в 2011 году Россия и Украина не смогли подписать соглашение о замене кораблей Черноморского флота РФ на новые.
Украинская сторона выдвинула требования, по которым Россия должна была согласовывать с ней каждый шаг по замене кораблей, предоставлять полный перечень вооружения новых кораблей, заключить контракты на их обслуживание с украинскими судоремонтными предприятиями. То же касалось наземной техники, береговых систем, авиации.
Теперь несколько слов о судьбах кораблей Черноморского флота.
Главную силу Черноморского флота к 1990 году представляли 150-я бригада надводных кораблей и 30-я дивизия надводных кораблей, базировавшиеся на Севастополь.
В состав 150-й бригады надводных кораблей входили: 2 ракетных крейсера: «Слава» (проекта 1164) и «Адмирал Головко» (проекта 58);
-2 больших ракетных корабля «Сдержанный» (проекта 61М) и «Неуловимый» (проекта 56У);
- 2 больших противолодочных корабля «Скорый» (проекта 61) и «Проворный» (проекта 61Э).
В конце 1990 г. «Неуловимый» и «Проворный» выведены в резерв, а затем сданы на слом. Оставшиеся корабли — «Адмирал Головко», «Сдержанный» и «Скорый» — вошли в состав 30-й дивизии надводных кораблей, а 150-бригада была расформирована.
В составе 30-й дивизии на начало 1990 г. состояло 16 кораблей: противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград»; большие противолодочные корабли (бпк) «Очаков», «Керчь», «Азов», «Комсомолец Украины», «Красный Кавказ», «Красный Крым» и «Сметливый»; сторожевые корабли «Пытливый», «Разительный», «Беззаветный», «Безукоризненный», «Деятельный», «Ладный» и «Пылкий».
В 1990 г. крейсер «Ленинград» вывели в резерв, а затем продали Индии на слом. В 1992 г. на базе «Вторчермета» в Инкермане разрезали бпк «Комсомолец Украины», а в 1994 г. продали на слом Индии «Красный Крым» и исключили из состава флота «Деятельный».
. В 1996 г. противолодочный крейсер «Москва» переформировали в плавказарму ПКЗ-108 и затем передали на слом. Сторожевые корабли “Беззаветный”, “Безукоризненный” и “Разительный” должны были отойти к Украине. Передача повлекла за собой полное разграбление этих кораблей, и как боевые единицы они перестали существовать.
К 1995 году, практически прекратила свое существование 63-я бригада ремонтирующихся, экспортных и модернизирующихся кораблей (БРЭМК) в Севастополе.
Законсервированный крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68А, стоявший у Троицкой стенки Севастопольской бухты, в 2003 году был отбуксирован а Новороссийск и сделан музеем, а крейсера “Адмирал Ушаков” и “Жданов” проданы Индии на слом.
Большие противолодочные корабли «Николаев» и «Ташкент» (проекта 1134Б) не смогли завершить ремонт и модернизацию, и были проданы Индии на слом.
После распада СССР были ликвидирована и 181-я бригада строящихся, ремонтирующихся, экспортных и модернизируемых кораблей (БР СРЭМК) в Николаеве.
В декабре 1990 года авианесущий крейсер «Тбилиси» проекта 1143.5 (позже переименованный в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов), перешел на Северный флот, ракетный крейсер «Червона Украина» (проекта 1164, переименованный в 1995 году в “Варяг”), вместе с эм. “Быстрый” перешли на Тихоокеанский флот
К концу 1991 в Николаеве на Черноморском заводе достраивались два авианесущих корабля: «Варяг» (пр.11435) и «Ульяновск» для ВМФ России.
«Варяг» проекта 11435 имел полное водоизмещение 59 тыс. тонн. На нем должны были базироваться 50 летательных аппаратов, в числе которых истребители-бомбардировщики Су-27К и вертолеты. Кроме того, он нес 12 пусковых установок крылатых ракет «Гранит». Экипаж должен был составлять 2100 человек и 500 человек из состава авиагруппы.
Финансирование строительства «Варяга» было приостановлено в январе 1992 года. ВМФ России рассчитался за «Варяг», и за «Ульяновск» вплоть до декабря 1991 года, но дополнительное соглашение, которое обычно подписывалось на каждый текущий год, оформлено не было. «Варяг» к тому времени был доведен до готовности около 67%.
Судьба этого корабля была печальна. Строительство его было прекращено. Украина продала его туристической фирме из бывшей португальской колонии Макао на юге Китая.
Первый советский атомный авианосец «Ульяновск» был заложен 25 ноября 1988 г. Его полное водоизмещение должно было составлять 75 тыс. тонн. На борту предполагалось базирование до семидесяти Су-27К и вертолетов. Кроме того, авианосец нес 12 пусковых установок ракет «Гранит». Экипаж корабля должен был состоять из 2300 человек, а авиагруппы — из 1100 человек.
К концу 1991 г. техническая готовность корпуса авианосца составляла около 70% при общей готовности корабля около 18%. Полным ходом шло изготовление и монтаж атомной паропроизводящей установки, катапульт и аэрофинишеров. Но финансирование было прекращено, и корабль стоял на стапеле, ожидая своей участи.
Так Россия потеряла для своего флота два мощных авианесущих корабля.
Участь “Ульяновска” также печальна. В 1992году Правительством Украины принято решение об утилизации корабля и начали его резку.
Что касается подводных лодок Черноморского флота, то в декабре 1994 г. была расформирована 14-я дивизия подводных лодок и с начала 1995 г. в составе Черноморского флота уже не было ни одной боеспособной подводной лодки.
Вот так снова погибали корабли Черноморского флота и пустела Севастопольская бухта, и опять не в боевых действиях, а результате социально-политических катаклизмов. Только в 1917-1918гг это была революция, гражданская война, а сейчас распад СССР и образование независимых государств.
На Черном море и в Крыму Россия оказалась отброшенной к рубежам, с которых когда-то начиналась ее борьба за выход в Черное море.
Но, слава богу, закончился более чем 20–летний “летаргический сон” России и она решительно заявила о своих интересах в Крыму и на Черном море.
. Крым и Севастополь вошли в состав России после проведения 16 марта 2014года референдума, в ходе которого более 90% населения полуострова проголосовали за выход из состава Украины и присоединение к России и 18 марта 2014 года был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России
Крым вновь воссоединился с Россией, которая, наконец, развязала для себя “Крымский узел” и твердо заявила, что Крым никогда не будет ни бандеровским, ни НАТОвским, о чем так мечтали украинские националисты всех мастей.
Начал возрождаться и пополняться новейшими кораблями Черноморский флот. Пришло время собирать камни.
В Севастополе вновь открыто Черноморское Высшее Военно - Морское Училище им. П.С. Нахимова.
На флот прибыли уже два малых ракетных корабля “Серпухов” и “Зеленый Дол”, с новейшими ракетными комплексами “Калибр”. На что корабли такого класса способны показала ракетная стрельба однотипных с ними кораблей, из акватории Каспийского моря, уничтожавшие объекты ИГИЛ на территории Сирии, на дальности более 1500 км.
В 2016 году на флот должен прибыть новейший фрегат “Адмирал Григорович” проекта 11356, который войдет в 30 дивизию надводных кораблей Черноморского флота.
Прибыли также две дизельные подводные лодки пр.636.3 “Новороссийск” и “Ростов на Дону”, которая уже провела ракетную стрельбу по объектам ИГИЛ из Средиземного моря. Ожидается прибытие на флот еще 4-х подводных лодок такого проекта
До 2020 года состав Черноморского флота ВМФ России должны пополнить 54 новых корабля и судна.
Хочется надеяться, что Российский Черноморский флот возвратит себе былую славу хозяина в Черном море.
О трудной и драматической судьбе Черноморского флота России
Комментариев нет:
Отправить комментарий